Основные каналы продвижения многих бизнесов умерли. На сцену снова вышли СМИ — PR в изданиях остаётся одним из немногих способов привлечения широкой аудитории. При этом попасть туда зачастую можно бесплатно.

И даже если СМИ — непредсказуемый и неуправляемый канал, не стоит списывать его со счетов: при правильном подходе пиар может стать спасением в кризисные времена. Поэтому сегодня в мини-курсе рассмотрим, как бизнесу получать публикации в СМИ.

10 шагов:
1. Изучаем рынок СМИ и составляем медиакарту
2. Создаём список журналистов в нашей теме
3. Заводим контент-план
4. Размещаемся в базах проектов
5. Готовим краткий питч журналисту
6. Публикуемся на открытых площадках
7. Оставляем экспертные комментарии в СМИ
8. Запускаемся на Product Hunt
9. Эксплуатируем инфоповоды (ньюсджекинг)
10. Выстраиваем долгосрочные отношения с журналистами
1. Изучаем рынок СМИ и составляем медиакарту
Первым делом составляем медиакарту — базу СМИ, в которых нам было бы интересно публиковаться. Изучаем, какие СМИ читает, смотрит или слушает наша целевая аудитория. 

Лучший способ создать медиакарту — поговорить со своими клиентами, но также можно искать в подборках:


Для зарубежных медиа также есть подборки Submit.co, PressHunt, Jona PR. После того как вы выделили интересующие вас СМИ, ранжируем получившийся список по приоритетности.
2. Создаём список журналистов в нашей теме
Затем нам нужно найти конкретных людей, которые отвечают за публикации в интересных нам СМИ. Писать на почту формата info@smi.ru нет никакого смысла — ваш имейл потонет среди тысяч других писем. 

Вместо этого ищем журналистов, которые пишут на нашу тематику и связываемся с ними напрямую. Вот медиумы, через которые лучше всего связаться, в порядке убывания: тёплое интро → твиттер → email → LinkedIn. Если вы ищете зарубежных журналистов, лучше не писать им в Fb — это считается «личной зоной» и невежливо. 

Как искать журналистов? Начать также можно с баз: WeLoveNoCode собрали базу англоязычных журналистов в Airtable, с имейлами и ссылками на LinkedIn. Легко найти подходящих журналистов и в Google, с помощью операторов поиска по сайту: 

  • site: ищем публикации на определённом сайте из нашей медиакарты. Например, site:buzzfeed.com
  • intitle: ищем совпадение в заголовках статей. Вбиваем нишу, в которой мы работаем, либо конкурентов.
  • after: ищем публикации после определённой даты, чтобы выводились только свежие. Например, after:2021

В конце или начале статьи будет ссылка на автора — это и есть человек, который нам нужен. Через поиск можем выйти на его соцсети, а имейл можно найти с помощью сервиса hunter.io.
3. Заводим контент-план
Почитав, о чём пишет интересующий вас журналист, можно составить план «идеальных публикаций», которые он точно возьмёт в работу. Вот основные форматы, которые чаще всего интересны журналистам:

  • Инфоповод. Любимая тема журналистов. Новость о раунде инвестиций, пилот с крупной компанией, упоминание от медийной личности и т.д.
  • Исследование. Соберите и проанализируйте внутреннюю статистику, сделайте обзор рынка и трендов.
  • Кейс. Личный опыт с цифрами и подтверждениями.
  • How-to. Практические статьи в формате «пошаговых планов», инструкции и чек-листы.
Чтобы сделать статью действительно интересной, нужно наполнить ее фактурой — наглядными примерами, статистикой, цитатами экспертов, иллюстрациями, диаграммами. Подробнее можете посмотреть в бесплатной книге Светланы Дучак «Как искать фактуру».

На основе этих идей создаём свой контент-план на месяц вперед. Вот шаблоны контент-планов в Гугл-таблице и Notion.
Продолжение (шаги 4-10) см. в сообществе Product Unity

Участие в сообществе дает вам:


1. Участие во всех новых запусках всех когортных курсов. Каждый месяц — новый курс на продуктовую тему. 12 курсов за 12 месяцев.


2. Доступ к архиву материалов, всех курсов-профессий от Product University. Больше 15 курсов по IT-профессиям, больше 500 видеоуроков.


3. Доступ ко всем 10-шаговым мини-курсам, более 60 курсов, более 600 Excel и Notion-шаблонов.


Новые знакомства и развитие в продуктовой теме!

Присоединиться к сообществу
Годное чтиво за эту неделю

  1. Как и где искать первых клиентов своего продукта. Четвертая глава от Ленни Рачитского.
  2. Конспект книги Design Everyday Things (на русском вышла под названием «Дизайн привычных вещей») — рекомендовано к прочтению каждому продакту и дизайнеру.
  3. Шикарная и наглядная история User Interfaces.
  4. Уроки Клабхауза.
  5. Еще одно эссе, почему долгосрочные планы не работают и что с этим делать.
Твит недели
«Уровень зарплаты = ценность, которую вы приносите + насколько вас сложно заменить + умение договариваться».

Кстати, самый большой вклад оказывает 2-е слагаемое.
Над выпуском работали
Алексей Черняк
Подписаться на Telegram-канал Алексея 
Александр Басиров