Открыть в браузере
Читать в сообществе

Как найти работу за рубежом: мини-курс

Выпуск №102 6 апреля 2022.

Сейчас многие IT-специалисты задумались о работе за рубежом, после падения рубля и отключения России от глобальных сервисов. Но для того чтобы устроиться за рубеж, нужно конкурировать с кандидатами со всего мира и развивать совсем другие навыки. Сегодня мы подготовили мини-курс, который поможет подступиться к поиску работы за границей. 


1. Оформляем профили в зарубежных сетях
2. Создаём портфолио проектов
3. Составляем таблицу компаний
4. Находим стартапы, которые недавно закрыли раунды
5. Пишем сопроводительные письма
6. Составляем резюме
7. Получаем тёплые рекомендации
8. Отправляем письма работодателям
9. Отслеживаем доски вакансий
10. Работаем над inbound-привлечением
1. Оформляем профили в зарубежных сетях
Главная профессиональная соцсеть в мире — это LinkedIn, нужно оформить там качественный профиль. В среднем рекрутёры тратят 5-10 секунд на просмотр профиля, поэтому сначала добавляем что-то цепляющее:

  • Фото и баннер профиля. Фото должно быть в профессиональном стиле и с улыбкой. Баннер можно сделать в Canva — там есть много шаблонов. Вот хороший пример оформления. 
  • Шапка профиля. В неё нужно вынести ключевые слова, которые определяют вас как специалиста: например, Head of Marketing, Business Development или Lead System Analyst. 
  • Краткое описание. Выжимка вашего профессионального опыта и чем вы будете полезны будущему работодателю.

Затем добавляем профессиональный опыт. Этот раздел никто не будет читать, если там будет размещен сплошной текст. Пишите тезисно — акцент сделайте на цифрах, процентах, технологиях, брендах. Примеры оформления смотрите в этой статье. Также LinkedIn позволяет добавить лицензии, сертификаты и рекомендации от коллег — попросите знакомых обменяться рекомендациями.

Помимо LinkedIn, нужно оформить профили и в нишевых сетях — GitHub для разработчиков, Behance и Dribbble для дизайнеров.

2. Создаём портфолио проектов
Даже если вы крутой профессионал, рекрутеры не будут бегать за вами, как в России. Секретным оружием может стать портфолио проектов. Формат LinkedIn затрудняет передачу контекста — поэтому лучше сделать отдельный сайт-портфолио.

Вот отличная мини-книга по построению портфолио проектов. Сделана на примере разработчиков, но подойдёт и другим диджитал-специалистам. В конце есть ссылки на шаблоны портфолио: пример для UX-дизайнера и веб-разработчика. Можно оформить и в Notion — вот шаблон.

Хвастаться достижениями в нашей культуре не принято, но на Западе это считается нормой. Поэтому если вы планируете в ближайшее время искать работу за рубежом, заведите свой brag doc — «документ хвастовства». Там вы описываете: чего вы достигли на текущем месте, как компания выиграла от вас, сколько людей вы обучили и т.д. Вот шаблон такого документа. На его основе в дальнейшем будет намного проще составлять портфолио.
3. Составляем таблицу компаний
Идти «хоть куда», лишь бы взяли — это провальная позиция. Велик шанс попасть «на галеры» и просесть в качестве жизни, особенно если это работа с релокацией. Поэтому даже при поиске работы за рубежом мы советуем исходить не из нужды, а из желания и пользы, которую мы можем привнести.

В Product University мы рекомендуем такой фреймворк:

  • Выписать 5 задач, которыми вам нравится заниматься. Те сферы, где вы готовы развиваться дальше.
  • Выписать 3 отрасли, которые привлекают больше всего и типы компаний — пользовательские продукты, B2B SaaS, финтех и т.д.
  • Составить таблицу компаний, которые вам интересны — вот шаблон в Notion. Там мы будем отслеживать статусы.
  • Находим руководителей отделов. Например, для продактов можно брать публичные списки участников разных буткемпов и выписывать всех с должностями CPO/Head of Product.
  • Разработать цепочки писем для руководителей, которые принимают решение о найме.
4. Находим стартапы, которые недавно закрыли раунды
Не обделяем вниманием и растущие стартапы — устроиться туда зачастую проще, нежели в корпорации. Венчурные стартапы думают не об экономии, а о скорости роста. Они даже могут нанимать нескольких фрилансеров на одну задачу, потому что любая проблема со сроками может плохо отразиться на графиках выручки. Поэтому со стартапами отлично работает аргумент «все делают это за 3 недели, а я сделаю за два дня — и вот как».

Где искать стартапы? Можно подписаться на рассылки Tweekly, Fast Founder, Sourcery. Либо искать самим в Crunchbase. Там после подписки доступны фильтры по стадиям, индустрии и размеру инвестиций.

В остальном процесс тот же — добавляем понравившиеся компании и ЛПР в нашу табличку и готовимся писать письма.
5. Пишем сопроводительные письма
Ещё один важный документ при поиске работы — сопроводительное письмо. У нас их пишут «постольку-поскольку», но за рубежом хорошее письмо может выделить вас среди других кандидатов.

Что отличает хорошее сопроводительное письмо от плохого? Вот основные принципы:

  • Обычный разговорный стиль. Избегайте корпоративных штампов — в молодой IT-индустрии их пропускают мимо ушей. 
  • Увлекательная история. Сопроводительное письмо должно раскрывать вас с выгодной для работодателя стороны. Расскажите историю, как вы пришли в свою профессию и почему хотите работать именно в компании Х.
  • Уникальность для компании. Можно копипастить те части, которые касаются вашего бэкграунда. Но основная часть должна быть о том, как ваши навыки и интересы пересекаются с интересами конкретной компании. Почему вы будете идеальным кандидатом для них?

Хорошие примеры сопроводительных писем есть в той же мини-книге в приложении 2.
6. Составляем резюме
Теперь пора сделать краткую выжимку вашего опыта и красиво упаковать её в резюме. Если портфолио мы делаем с прицелом на ЛПР, то резюме и сопроводительные письма — в первую очередь для рекрутёров. 

Поэтому представляем стандартного рекрутёра, который отсматривает сотни резюме в день, и делаем его работу проще — добавляем краткую выжимку, ключевые технологии и бренды. Опять же, эти документы должны зацепить в первые несколько секунд, иначе они сразу пойдут в корзину. Конечно, никакой бравады — цепляем в первую очередь ценностью, которую мы можем дать компании.

Вот подборка примеров и шаблонов для резюме:

7. Получаем тёплые рекомендации
Массированная бомбардировка холодными письмами работает плохо — конверсия в ответы будет на уровне нескольких процентов, а в собеседования и того меньше. Поэтому лучше заранее «утеплить» контакт. Вот основные приёмы:

  • Дать какую-то ценность сразу. Фронтенд-разработчик может улучшить вёрстку сайта, копирайтер — поправить текст в корпоративном блоге, маркетолог — предложить новую рекламную кампанию. Только убедитесь, что вы предлагаете решение именно ЛПР, а не эйчару. 
  • Получить рекомендации. Задействовать свой нетворк, либо познакомиться с теми кто уже работает в компании. В корпорациях часто есть реферальные программы по типу Intrro, поэтому сотрудникам выгодно рекомендовать крутых кандидатов. 
  • Поработать как фрилансер на компанию. Здесь могут быть проблемы с доступом из РФ: две крупнейшие площадки Upwork и Fiverr объявили, что прекращают работу с россиянами. Остаётся либо искать заказы на площадках поменьше, либо временно релоцироваться.
  • Пообщаться с теми, кто уже уехал. Можно вступить в тематические чаты, там среди шума бывают и сигналы. Вот большие подборки чатов и каналов по теме релокации и поиска работы за рубежом.
8. Отправляем письма работодателям
Если всё же приходится писать «вхолодную», готовьтесь, что конверсия в собеседование будет крайне низкой. Бóльшая часть не будет отвечать. Волшебных таблеток тут нет, есть лишь основные практики: персонализация писем, краткость, follow-ups (напоминания). Вот отличная инструкция по холодным письмам.

Для вдохновения можете воспользоваться шаблонами:

9. Отслеживаем доски вакансий
Была статистика, что 60-70% вакансий не доходят до досок и закрываются через нетворк. Соответственно, на оставшиеся 30% вакансий приходится самая яростная конкуренция. Поэтому по возможности лучше искать работу проактивно и избегать досок. Однако на войне все средства хороши, поэтому не сбрасываем этот вариант со счетов. 

Вот основные площадки для IT-специалистов:

  • Relocate.me — вакансии с релокацией
  • AngelList Talent, Startup Jobs — вакансии в стартапах
  • WeWorkRemotely, RemoteOK — доски с удалёнными вакансиями
  • StackOverflow Jobs — в основном вакансии разработчиков, но есть варианты и для продактов
  • Indeed — самый крупный агрегатор, по типу нашего Headhunter

Сравнить зарплаты и должности в разных компаниях можно с помощью сервиса Levels.fyi. Для подготовки к собеседованиям есть целая серия книг Cracking Interview, а также сервисы для мок-интервью — Interviewing.io, Exponent, ProductGym.
10. Работаем над inbound-привлечением
Время, потраченное на погоню — это время, упущенное для постройки магнита. В долгосрочной перспективе выигрывают те, кто строит карьеру с inbound-стратегией — развивает нетворк и заметность в индустрии, прокачивает сарафанное радио. Опять же, лучший способ начать — это работать бесплатно и давать ценность сразу. Например:

  • Писать полезные Twitter-треды. Черпать вдохновение можно у Alex Garcia и Sahil Bloom.
  • Прицепиться к лидерам мнений в вашей отрасли. Они выдают огромное количество полезной информации, которую можно структурировать. Например, на Indie Hackers один парень прочитал 200 эссе Пола Грэма и подготовил по ним выжимку. По твитам и подкастам Навала Равиканта энтузиасты и вовсе выпустили книгу.
  • Давать пользу в нишевом сообществе. К примеру, Ленни Рачицкий завёл рассылку и сообщество для продактов — там зачастую можно найти эксклюзивные вакансии.
  • Запустить проект на англоязычный рынок. Какой-нибудь сервис или контентный проект на Product Hunt, Indie Hackers, Hacker News и других площадках.
Над выпуском работали
Алексей Черняк
Александр Басиров
© 2020 Product University
119311, Москва, Вернадского 9/10
a@productuniversity.ru
+7 499 938 66 46