Читать в браузере
Интересное за эту неделю
Вам переслали это письмо? Подпишитесь на рассылку.

Выпуск №133 16 ноября 2022.

  1. Цифры и статистика по главным трендам следующего года: маркетплейсы, TikTok, метавселенные, цифровой фитнес (pdf)
  2. Как сделать «рычаг» и перестать менять время на деньги.
  3. Советы от Сета Година, как запускать продукт.
  4. Обзор текущей макроситуации или почему компании сокращают по 10-20% персонала.
  5. Планы Apple по созданию AR/VR-устройств (twitter-тред)
  6. C кем мы проводим больше всего времени.
22 ноября начало курса «Копипаст — как копировать бизнесы и оставаться оригинальным».

24 ноября старт курса по поиску сильных бизнес-идей и продуктовых гипотез.
Как исследовать аудиторию: пошаговый мини-курс
Большинство стартапов умирают от того, что их продукт оказался не нужен пользователям. Как это предотвратить? Провести исследование аудитории и понять, что пора сразу «зарезать проект» или наоборот, найти первых клиентов. 

Сегодня в мини-курсе рассмотрим, как анализировать аудиторию перед запуском нового проекта. Как всегда, с готовыми шаблонами и полезными фреймворками.

10 шагов:
1. Выдвигаем гипотезы по целевой аудитории
2. Создаём дизайн интервью
3. Проводим глубинные интервью
4. Составляем портреты целевой аудитории
5. Находим самый ценный сегмент: ABCDX-анализ
6. Выявляем задачи клиентов: Jobs To Be Done
7. Составляем карту пользовательского опыта (Persona Story Map)
8. Выстраиваем ценностное предложение
9. Выдвигаем гипотезы на базе исследования пользователей
10. Проводим количественные тестирования
1. Выдвигаем гипотезы по целевой аудитории
Перед полноценными интервью пользователей мы должны подготовиться — изучить открытые источники и выдвинуть гипотезы о нашей целевой аудитории. Вот основные способы:

  • Найти «гнездо» пользователей и понаблюдать за ним. Это могут быть профильные сообщества, форумы, телеграм-чаты. Почитайте, какие вопросы люди задают, что им нравится/не нравится, на что жалуются и т.д.
  • Пообщаться с основателями и сотрудниками аналогичных проектов. Можно созвониться в Зуме или позвать на кофе. Хорошим тоном считается предложить деньги как за консультацию, но чаще всего люди готовы помогать и бесплатно. 
  • Провести анкетирование текущих клиентов. Если запускаете новый продукт для уже существующей аудитории. Чтобы люди отвечали охотнее, можно предложить скидку или промокод.
  • Посмотреть отраслевые отчёты. Почти для каждого популярного рынка кто-то уже провёл исследование и выложил отчёт. Ищем по запросу «X report 2022» или смотрим в подборках: Экспертосфера, склад Dnative.
  • Посмотреть на конкурентов. Какую рекламу крутят, для кого пишут в блог, какие кейсы выкладывают.

Так вы уже примерно поймёте портрет и психотип аудитории, а также потребности клиентов. Теперь нужно проверить эти гипотезы с помощью интервью.
2. Создаём дизайн интервью
Хорошее интервью — это не когда мы пытаемся получить подтверждение нашей гениальной идеи. Наоборот — мы должны понять, какой самый большой риск в нашем проекте, и оценить его с помощью общения с клиентами. 

Здесь помогает фреймворк Riskiest Assumption Test (RAT) — мы выделяем самую рискованную гипотезу в нашем проекте и проверяем её в первую очередь. Похожие концепции — боттлнек (бутылочное горлышко), теория ограничений Голдратта.

Рассмотрим на примере: доставка питания в офисы. Мы выявили, что основной риск — не набрать достаточно постоянных клиентов в офисе, чтобы затея имела экономический смысл. Значит, мы строим интервью вокруг этого большого вопроса — спрашиваем, как часто офисные работники заказывают еду с доставкой, сколько тратят, между чем выбирают и т.д. 

Так мы сможем заранее увидеть смертельные сценарии развития бизнеса и не допустить их — за счет смены клиентских сегментов, продукта, бизнес-модели.

Участников интервью лучше всего искать самостоятельно, в соцсетях и нишевых сообществах. Но также можно поискать респондентов в чатах продактов (UNCRN, UX Boost) или заказать готовое исследование в Тибурон и аналогичных сервисах.
3. Проводим глубинные интервью
Переходим к самим кастдевам. Перед интервью лучше освежить в памяти уроки из «Спроси маму», «Lean Custdev» или хотя бы их выжимок

Основными принципами для получения честных ответов делится Михаил Карпов из ProductStar:

  • Вопросы должны быть открытыми. Простые да/нет вопросы ставят респондента в рамки и не дают ему более полно поделиться своим опытом.
  • Спрашивайте только о предыдущем опыте. Вопросы о будущем могут увлечь респондента в фантазии, и мы не сможем качественно использовать его ответы.
  • Используйте технику «5 почему». Мы последовательно задаем этот вопрос и приходим к настоящей причине, почему человек что-то делает. 
  • Не спорьте и не оценивайте. Отбросьте желание что-то доказать — собственные установки и субъективное мнение команды будут только мешать пониманию пользователей. 
  • Меньше говорите, больше слушайте. Сразу же записывайте инсайты в табличку.
  • Не говорите о своей идее, пока не будете готовы просить собеседника о твердых обязательствах. Комплименты не считаются твердыми обязательствами — человек должен поставить «шкуру на кон». Это может быть потраченное время, деньги, репутация (например, рекомендация ЛПР).

Пример скрипта проблемных интервью смотрите в этом шаблоне. Нужно провести как минимум 8 глубинных интервью, а ещё лучше — 20.

Получите доступ к 10-шаговым мини-курсам. Подписка включает более 60 мини-курсов. Каждый месяц — ещё 4 новых курса (выпуски по средам)


Попробовать полную версию можно всего за 1 рубль. Пробный период — 7 дней и дальше 750 руб. в месяц
Попробовать за 1 ₽
Твит недели
«Вам кажется, что уже поздно запускать блог или email-рассылку, но это не так».
Над выпуском работали
Алексей Черняк
Подписаться на Telegram-канал Алексея 
Александр Басиров
© 2020 Product University
119311, Москва, Вернадского 9/10
a@productuniversity.ru
+7 499 938 66 46