Не отображается письмо? Читать в браузере.

Подписаться на рассылку Product University.
Как построить сообщество: пошаговый мини-курс

Выпуск №85. 8 декабря 2021

Интерес к теме работы с сообществами растёт, в том числе со стороны бизнеса. Все современные компании с удаленными сотрудниками по сути и есть платные закрытые сообщества. Некоторые ими стали совсем недавно и еще не осознали масштаб бедствия, ведь у виртуальных сообществ другие законы развития, конкуренции и выживания, чем у «офисных».

Внимание аудитории — главный актив любого бизнеса в 21 веке. Даже если бизнес — это вы сами. И хотя секретной формулы успешного сообщества не существует, есть общие принципы. Сегодня в рассылке мы разберём и упорядочим комьюнити-стратегию вашего бизнеса.

1. Составляем портрет члена сообщества
2. Соотносим сообщество с целями бизнеса
3. Анализируем сообщества конкурентов
4. 7Р сообщества: краткая комьюнити-стратегия
5. Создаем community canvas
6. Выстраиваем культуру сообщества
7. Устанавливаем цели для комьюнити-менеджеров
8. Выбираем площадки для построения сообщества
9. Разрабатываем контент-стратегию
10. Отслеживаем метрики сообщества
1. Составляем портрет члена сообщества
Всегда первым делом начинаем с клиента, в данном случае — клиента нашего сообщества. Отвечаем на 4 главных вопроса:

  • Для чего человеку нужно наше сообщество? Какие у него цели и стремления, в достижении которых сообщество может помочь?
  • Кто идеологический враг нашего клиента? Если вы делаете образовательный проект, вы обнаружите, что ваш главный конкурент «школьный репетитор» или «ЕГЭ». Вы должны начать войну против них — многие родители вас поддержат. Если вы делаете криптовалюту, ваш враг «доллар» и «банки», вам нужно бороться с ними.
  • У кого мы отбираем работу (деньги, внимание аудитории)? Аудиторию нельзя создать, ее можно переманить из какого-то другого места. Но за счет чего? За счет какой-то «лучшести». Почему создатели контента идут в TikTok из Facebook? Потому что там они получают в разы бОльший охват и количество просмотров при тех же усилиях. 
  • Почему человек захочет внести свой вклад в сообщество? Что ему с вашего успеха? Лучше всего, если он сможет разделить с вами выгоду от развития сообщества — например, найти себе клиентов или партнеров, стать наставником для новичков, брейнстормить идеи и т.д. 

Вот полезные шаблоны для составления такого портрета:

Карта ценности вашего предложения для клиента.
2. Соотносим сообщество с целями бизнеса
Следующий вопрос: а зачем нам сообщество? Как в случае с любыми инвестициями, важно понимать бизнес-цели, прежде чем вкладывать свое время и ресурсы. Ведь создание и поддержка сообщества требуют много энергии, которую можно направить в более выгодное русло. 

Продакт-менеджер Ленни Рачицкий для такой оценки предлагает использовать модель SPACES — акроним от шести главных целей, которые может преследовать сообщество:

  • Support. Создайте пространство для клиентов, чтобы они могли отвечать на вопросы и решать проблемы друг друга. Пример: Сообщество поддержки Autodesk
  • Product. Сообщество, где клиенты могут делиться отзывами и идеями друг с другом и с вашей командой. Пример: раздел отзывов Atlassian
  • Acquisition. Привлечение новых клиентов, лучшие практики маркетинга и т.д. Пример: сообщество Mobile Growth от Branch
  • Contribution. Участники могут выкладывать свой контент на вашей платформе и получать деньги или новых лидов. Пример: галерея шаблонов Notion
  • Engagement. Объединение на основе общих интересов. Пример: Culture Amp
  • Success. Сообщество о том, как лучше использовать ваш продукт и добиваться большего в бизнесе или карьере клиентов. Пример: программа Trailblazer от SalesForce.

Оцените вклад каждого компонента в этом шаблоне и решите для себя, стоит ли сообщество затрат вашего времени и энергии.
3. Анализируем сообщества конкурентов
Конкуренты и зарубежные аналоги вашего продукта — самый главный помощник в комьюнити-стратегии. Они уже протестировали много гипотез и отбросили те, что не работают. Поэтому без зазрения совести копируем работающие подходы, а также подмечаем, что можно улучшить. Вам поможет подробная Excel-таблица для анализа конкурентов и статья с пояснениями от автора шаблона. 

Также можно воспользоваться сервисами для быстрого анализа конкурентов:

  • Similarweb — классика для анализа трафика на сайты конкурентов. Pr-cy — хороший аналог. Помимо трафика там есть много данных по SEO, домену и т.д.
  • Metrica — телеграм-бот для сравнения статистики по сайтам.
  • Facebook Ads Library — анализ рекламных объявлений конкурентов в Facebook и Instagram. AdSpoiler — похожий сервис для ВК.
  • Ahrefs — какие были ссылки на сайты конкурентов, на каких ресурсах конкурент публиковал обзоры своих товаров и т.д.
Продолжение, шаги 4-10, доступны в платной версии рассылки Templates.
— Более 30 мини-курсов
— стоимость всего 750 руб. в месяц
— в подписку включен доступ к 500+ шаблонам и 80 предыдущих выпусков.

4. 7Р сообщества: краткая комьюнити-стратегия
5. Создаем community canvas
6. Выстраиваем культуру сообщества
7. Устанавливаем цели для комьюнити-менеджеров
8. Выбираем площадки для построения сообщества
9. Разрабатываем контент-стратегию
10. Отслеживаем метрики сообщества
Годное чтиво за эту неделю

  1. Как строить сообщество — свежая статья от Ленни Рачитского.
  2. Как масштабировался Stripe.
  3. Как построить систему поддержки пользователей. Руководство от Intercom.
  4. Все хотят нанимать, никто не хочет наниматься. Ситуация с рынком труда в US (и у нас в некоторых областях тоже)
  5. Идеи 60 подарков для гиков на НГ.

Еще вы можно подарить своим сотрудникам или знакомым на НГ годовую подписку на бизнес-тренды (tweekly.ru) или 10-шаговые мини-курсы (templates), для этого просто напишите запрос обратным письмом.
Над выпуском работали
Алексей Черняк
Александр Басиров
© 2020 Product University
119311, Москва, Вернадского 9/10
a@productuniversity.ru
+7 499 938 66 46

отписаться от рассылок