Читать в браузере
Интересное за неделю

Выпуск №137 7 декабря 2022.

  1. Главное событие недели – запуск умных диалогов от ChatGPT. Вы должны его попробовать (через VPN)
  2. Потребительские тренды на 2023-й.
  3. Будущее AI, которое генерирует тексты и изображения.
  4. Уроки основателя от старта, до выхода из проекта.
  5. SEO-рекомендации. Пишите для людей.
Как использовать геймификацию в бизнесе: 10-шаговый мини-курс
Что объединяет самые быстрорастущие и денежные сервисы, такие как TikTok, Figma, Tinder? Все они — игры, только под прикрытием. Продакты давно поняли — любой бизнес со временем должен превратиться в игру, чтобы стать одной из ежедневных привычек пользователей и предотвратить их отток.

Поэтому сегодня в мини-курсе разберём составляющие хорошей игры и способы внедрить геймификацию в ваш бизнес.


10 шагов:
1. Выясняем мотивацию клиентов
2. Определяем «уровень сложности» для пользователей
3. Создаём петли обратной связи
4. Внедряем ежедневные ритуалы
5. Создаём дашборды для отслеживания прогресса
6. Устраиваем состязания
7. Вводим награды за достижение целей
8. Создаём сюрпризы и пасхалки
9. Вводим собственную «игровую валюту»
10. Строим сообщество и совместные механики
1. Выясняем мотивацию клиентов
Никакие игровые механики не помогут, если ваш продукт не нужен людям. Прежде чем думать о геймификации, разберёмся с мотивацией пользователей и JTBD — зачем они используют ваш продукт на самом деле? Как правило, это связано с одной из глубинных потребностей людей:

  • Быть здоровым, хорошо себя чувствовать → сервисы для полезной еды, бега, медицинских чекапов
  • Быть привлекательным → фитнес-центры, фотосессии, модная одежда
  • Чувствовать контроль над жизнью → сервисы финансового планирования, релокации

И когда интересы пользователей совпадают с нашими, можно и нужно внедрять игровые механики. Мотивация идёт изнутри человека — а мы помогаем отслеживать прогресс на пути к важным жизненным целям и выстраивать долгосрочные привычки.

Только такой подход к геймификации этичен и жизнеспособен. Без внутренних потребностей все игровые механизмы становятся лишь красивой обёрткой, которая никак не помогает увеличить вовлеченность и retention пользователей.
2. Определяем «уровень сложности» для пользователей
Рассмотрим необходимую сложность. Психолог Михай Чиксентмихайи посвятил этому целую книгу под названием «Поток». Суть в том, что любая деятельность должна быть тонко настроена по сложности — не слишком трудно, но и не слишком легко. 

Хорошо настроенные игры создают поток — состояние, когда геймеры полностью сосредоточены на настоящем. Часы и дни пролетают незаметно. Когда игрок прокачался и получил хорошее оружие, мир подкидывает ему нового босса, который намного сильнее предыдущих. Это создаёт новый челлендж и побуждает играть дальше. 

То же самое относится и к неигровым продуктам — рисование, игра на пианино и даже заполнение Excel-таблиц могут создавать поток. Главное — понимать, на каком уровне наши «игроки» и подстраивать сложность:

  • Для новичков — максимально простые задания, не дольше пары минут и где нет возможности «проиграть». Например, для пианино этим служит «В траве сидел кузнечик». 
  • По мере прокачки пользователя, нужно давать всё более сложные задания. Как читы быстро убивают интерес к игре, так и слишком простые/повторяющиеся задания вызывают скуку. Поэтому можно определять уровень пользователей с помощью небольших тестов или опросов, а затем давать соответствующие задания.
3. Создаём петли обратной связи
Вторая важная книга для создания игровых механик в продуктах — «На крючке». Если вкратце — нам нужно выстроить «петлю обратной связи», чтобы сформировать привычку пользоваться нашим продуктом. Обычно это происходит по такой модели:

  • Запускается триггер. Мы уже выяснили мотивацию пользователей, которая стоит за нашим продуктом — это внутренний триггер. Осталось лишь добавить внешний триггер (уведомление, имейл, сообщение от наставника и т.п.) и напомнить, для чего пользователи обратились к нам. Задача маркетинга — закрепить триггер в голове потенциальных потребителей с вашим продуктом.
  • Пользователь выполняет требуемое действие. Например, проходит онлайн-урок, делает 10 отжиманий, откладывает тысячу рублей на накопительный счёт.
  • Переменная награда. Оказывается, нас больше всего привлекает не сама награда, а её ожидание. Если мы получили ровно то, что хотели — интерес пропадает. Поэтому нужно создавать пользователям сюрпризы — рассмотрим это дальше.
  • Инвестиции в продукт. По мере выполнения заданий, пользователи будут инвестировать в нас — не только деньги, но и время, усилия, личную информацию. Примеры — данные об активности в Apple Health, плейлисты в Яндекс Музыке, контакты клиентов в Salesforce. Из-за этого «слезть» с нашего сервиса становится всё сложнее.

Наша задача — ускорить эту петлю, чтобы обратная связь наступала как можно быстрее. Именно поэтому игры так захватывают — обратная связь там приходит мгновенно.

Получите доступ к 10-шаговым мини-курсам. Подписка включает более 60 мини-курсов. Каждый месяц — ещё 4 новых курса (выпуски по средам)


Попробовать полную версию можно всего за 1 рубль. Пробный период — 7 дней и дальше 750 руб. в месяц
Попробовать за 1 ₽
Твит недели
«Сегодня, ваша главная задача как основателя стартапа или продакта — придумать, как заменить себя на OpenAI и при этом продолжать получать деньги».
Над выпуском работали
Алексей Черняк
Подписаться на Telegram-канал Алексея 
Александр Басиров
© 2020 Product University
119311, Москва, Вернадского 9/10
a@productuniversity.ru
+7 499 938 66 46