Читать в браузере
Как создать «второй мозг» по системе Zettelkasten: пошаговый мини-курс

Выпуск №126 21 сентября 2022.

Человеческий мозг хорош в абстрактном мышлении и креативных делах, но не годится для хранения и поиска информации. Поэтому лучше отдать эти задачи компьютеру — и выстроить там свой «второй мозг».

Поможет в этом Zettelkasten — метод ведения базы знаний. Его придумал выдающийся немецкий социолог Никлас Луман. Благодаря этому методу Луман обрёл невероятную продуктивность — за свою жизнь он написал более 70 книг и 400 научных статей и стал одним из самых влиятельных социологов своего времени.

Сегодня в мини-курсе разберём, как создать такую базу знаний с помощью цифровых инструментов — и стать таким же продуктивным специалистом, как и Луман.


10 шагов:
1. Выбираем сервис для базы знаний
2. Организуем базу: фреймворк PARA
3. Сохраняем контент для будущих заметок
4. Описываем и приоритезируем проекты
5. Описываем сферы для развития
6. Дистиллируем сырые заметки
7. Добавляем связи между заметками
8. Синтезируем заметки в единую «карту знаний»
9. Создаём собственный «цифровой сад»
10. Улучшаем заметки с помощью расширений и тегов
1. Выбираем сервис для базы знаний
Появилось великое множество сервисов для заметок — вот даже не исчерпывающий список в Airtable. Не тратьте слишком много времени на изучение каждого сервиса — выбирайте по базовому функционалу, который вам нужен:

  • Облачные, кроссплатформенные сервисы — Notion, Roam Research, Bear
  • Локальный сервис — Obsidian
  • Приложения для сохранения ссылок и чтения позже — Pocket, Instapaper
  • Управление задачами и проектами — Todoist, Хаос-контроль
  • Расширение для аннотации текстов — Hypothesis
  • Сохранение заметок из подкастов — Snipd

Не так важна форма вашего «второго мозга», главное — содержание. Скорее всего, вы будете создавать базу знаний несколько раз, проходя через переходы в вашей жизни и карьере.

Если вы только начинаете создавать базу знаний, рекомендуем начать с Notion — он бесплатный для личного пользования и работает на всех устройствах. Вот отличное видео для первоначальной настройки Notion.
Завтра, 22 сентября, начинается программа RPA Developer.

7 «софтверных роботов», которых вы сделаете за 15 дней:

  1. Робот 1 — парсит цены на квартиры в Москве с CIAN.
  2. Робот 2 — поиск лидов/потенциальных клиентов во ВКонтакте.
  3. Робот 3 — мониторинг цен конкурентов на Ozon.
  4. Робот 4 — создает коммерческие предложения для отдела продаж.
  5. Робот 5 — читает почтовые рассылки и отвечает на входящие email.
  6. Робот 6 — распознает изображения документов и выставляет счета.
  7. Робот 7 — автоматизирует работу HR-службы.
2. Организуем базу: фреймворк PARA
Главная ошибка в ведении заметок — группировать их по типу: «заметки из книг», «цитаты» и т.д. Это как хранить в одном месте на кухне замороженные овощи, свежие овощи и овощной сок — только потому, что всё это овощи.

Куда продуктивнее организовывать идеи не откуда они пришли, а куда должны пойти. Нет никакого смысла складировать информацию, если вы её не планируете использовать в жизни. 

Поэтому для построения базы знаний используем фреймворк PARA:

  • Projects — над какими проектами вы работаете прямо сейчас. Примеры — закончить макет приложения, сделать ремонт, выпустить рассылку.
  • Areas — информация по сферам, в которых вы хотите развиваться. Примеры — игра на гитаре, программирование на JavaScript, SEO-продвижение сайта.
  • Resources — полезные ресурсы по вашим интересам (можно объединить с Areas). Примеры — дизайны интерьера для вдохновения, способы увеличить конверсию на лендинге.
  • Archive — выполненные проекты и всё, что потеряло актуальность. Сохраняем, чтобы всегда можно было при желании найти и вернуться к информации.

Так любая входящая информация будет проходить через фильтр — «как это поможет мне продвинуть какой-то из моих проектов?» Мы не становимся «цифровым Плюшкиным» и сохраняем только то, что имеет смысл. И ведение базы знаний становится не бременем, а способом увеличить нашу продуктивность.
3. Сохраняем контент для будущих заметок
После создания структуры PARA (в виде обычных папок), переходим непосредственно к заметкам. Ключевое правило — нельзя пассивно копировать текст, а писать всегда свои мысли по поводу прочитанного. Или хотя бы пересказывать своими словами. 

Однако часто бывает, что сразу записать свои мысли не получается — например, когда мы читаем книгу перед сном. Тогда мы разделяем сохранение информации и её переработку — например, делаем скриншот или выделяем зацепивший текст в приложении. Для сайтов можно использовать Web Clipper, для подкастов Snipd. А потом выделяем время, чтобы добавить эту информацию в нашу систему PARA.

Как понять, стоит ли сохранять информацию? В целом, полагайтесь на внутреннее чувство — пригодится ли она в вашей жизни. Но есть несколько критериев, которые помогут решить:

  • Удивляет ли меня эта информация? Незачем сохранять то, что вы итак знаете. Мы уже окружены алгоритмами, которые подтверждают нашу точку зрения — «второй мозг» не должен скатываться туда же.
  • Буду ли я её искать в дальнейшем? Статистика, результат исследования, график — если вы понимаете, что они могут вам пригодиться в будущем, сохраните. Чтобы потом не вспоминать мучительно, где же вы это видели.
  • Вдохновляет ли она меня? Комплименты от довольных клиентов, творческие достижения, цитаты мудрых людей — если это мотивирует вас на работу и новые подвиги, обязательно сохраняйте.

Получите доступ к 10-шаговым мини-курсам. Подписка включает более 60 мини-курсов. Каждый месяц — ещё 4 новых курса (выпуски по средам)


Попробовать полную версию можно всего за 1 рубль. Пробный период — 7 дней и дальше 750 руб. в месяц
Попробовать за 1 ₽
Годное чтиво за эту неделю

  1. Исследование применения emoji от Adobe. Главный вывод – используйте их почаще.
  2. Как работает рынок венчурных инвестиций сейчас, после падения. Самый лучший сегмент как обычно— B2B SaaS. У фондов накопилось много денег, которые подъедает инфляция. Поэтому а)привлекайте деньги б)привлекайте много в)не в РФ.
  3. Хорошее описание и маршрутная карта карьеры продакта.
  4. Как продвигать свой SaaS-продукт на Youtube. У некоторых — это оказался главный канал привлечения новой аудитории.
  5. Как ставить суперцели.
Твит недели
«Боль от сожалений мучает всю жизнь.
Боль от действий быстро проходит».
Над выпуском работали
Алексей Черняк
Подписаться на Telegram-канал Алексея 
Александр Басиров
© 2020 Product University
119311, Москва, Вернадского 9/10
a@productuniversity.ru
+7 499 938 66 46